Услуги
Для бизнеса
Промышленное оборудование

Непрошеные посредники в ЖКХ

В июле 2014 года сотни тысяч жителей Казани обнаружили в своих почтовых ящиках счет-фактуры на оплату жилищных и коммунальных услуг. Но на этот раз получателем платежей вместо прежних единых районных расчётных центров было обозначено ООО «Единый расчётный центр г. Казани». В правом верхнем углу нового платёжного документа было напечатано: «Подтверждаю и прошу итоговые суммы личной оплаты перечислить на расчетный счет ООО «ЕРЦ г. Казани». Надпись явно рассчитанная на то, что плательщик, привыкший доверять казённой бумаге, такой документ подпишет не глядя. И подтвердит навязанное ему намерение перечислить деньги юридическому лицу, с которым плательщика не связывают какие-либо гражданско-правовые отношения.

Творцы нового документа рассчитывают на то, что средний казанский потребитель услуг ЖКХ, не разбирающийся в тонкостях платежного дела, отправит свои кровные указанной в счет-фактуре коммерческой структуре, не обратив внимания на то, что она никаких обязательств перед ним не принимала.

Итак, в Казани фактически воссоздали ликвидированное летом 2009 года муниципальное унитарное предприятие «ЕРЦ г. Казани», но теперь уже в качестве коммерческой структуры. Впрочем, создание такого ЕРЦ я уже прогнозировал. Поэтому июльское событие не стало для меня неожиданностью.

Как мне представляется, новый платёжный документ образует состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 163 УК РФ «Вымогательство» и ч. 1 ст. 179 УК РФ «Принуждение к совершению сделки или к отказу от её совершения». Кроме того, упомянутая запись в счет-фактуре препятствует реализации ст. 153 ЖК РФ, согласно которой платить за услуги ЖКХ нужно непосредственно тому, кто эти услуги оказывает. Сказанное означает, что анализируемый документ исполнению не подлежит.

24 июля 2014 года я – собственник жилого помещения, действуя по поручению его сособственников, зарегистрировал уведомление, которым ООО «УК ЖКХ Московского района» проинформировал о том, что никому ничего платить не собираюсь, по крайней мере, до тех пока не получу ответы на свои вопросы.

Например, является ли собственник жилого помещения третьей стороной указанного на бланке платёжного документа агентского договора, заключённого ООО «УК ЖКХ Московского района» с ООО «ЕРЦ г. Казани», поскольку согласно п. 3 ст. 308 ГК РФ этот договор не обязывает лиц, не участвующих в нём в качестве сторон?

На каком основания стороны установили в договоре противоправный и незаконный порядок внесения платы за услуги ЖКХ (п. 16 ст. 12 ЖК РФ)?

Предусматривает ли упомянутый договор перемену лиц в обязательстве (ст. ст. 382, 385, 388 ГК РФ) или, проще говоря, переход прав от ООО «УК ЖКХ Московского района» в отношении собственника к ООО «ЕРЦ г. Казани»? Или же дело ограничилось фиктивной переменой лиц на бланке платёжного документа?

Есть ли письменное согласие собственника на уступку требования по обязательству согласно п. 2 ст. 388 ГК РФ?

Где, наконец, договор о приёме платежей физических лиц, предусмотренный Федеральным Законом от 03.06.09 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» (далее ФЗ № 103)?

В курсе ли руководство ООО «УК ЖКХ Московского района», что деятельность ООО «ЕРЦ г. Казани» без заключения такого договора запрещена (ч. 11 ст. 4 ФЗ № 103)?

Знает ли это руководство, что согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ № 103 деятельность ООО «ЕРЦ г. Казани» ввиду не осуществления им обязательных последующих расчётов с ООО «УК ЖКХ Московского района» не может квалифицироваться как деятельность по приёму платежей, и что ООО «ЕРЦ г. Казани» не может быть признано оператором по приёму платежей, то есть платёжным агентом?

Чем названное руководство подтвердит согласие собственника к перечислению его денежных средств на счет коммерческой организации – ООО «ЕРЦ г. Казани», с которым у собственника нет соглашений?

Понимает ли руководство управляющей компании, что со дня вступления в силу Федерального Закона от 27.06.11 № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального Закона «О национальной платёжной системе»» приём платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счёт оператора по приёму платежей как платёжного агента, указанный в ч. ч. 14 и 15 ст. 4 ФЗ № 103 не допускается?

И, наконец, вывод, ради которого и был предпринят этот анализ. Никто не может граждан России обязать свои платежи за услуги ЖКХ вносить в ином порядке, чем установленный действующим федеральным законодательством.

Макаров В.Автор: Макаров Владимир

Член Общественного Совета по вопросам развития городского хозяйства при исполкоме муниципального образования «город Казань», член рабочей группы при прокуратуре города Казани по вопросам ЖКХ

 

 

 

Источник: ИА REX

 

Приглашаем отраслевых экспертов, напишите нам и мы разместим Вашу статью.